Ожирение — побочные действия

Одно из самых ранних исследований, которое показало связь между ожирением и нарушением репродуктивной функции в результате наблюдения за тучными женщинами с ановуляторными менструальными циклами и олигоменореей, было опубликовано в начале XX в. Митчелом и Роджерсом (1922). После консультаций диетологов у большинства пациенток масса тела снизилась и ритм менструаций восстановился. Хотя эти наблюдения были относительно случайными, они заложили основу для последующих изучений связи ожи­рения с ановуляцией.

У женщин репродуктивного возраста с ожирением менструальный цикл, как правило, нерегулярный. Как известно, ключевую роль в регуляции репродуктивной функции играют гонадотропные рилизинг-гормоны и, возможно, гипоталамус реагирует на изменение уровня эстрогенов. Связь между ко­личеством жировой ткани и содержанием эстрогенов была выявлена в ряде исследований, которые обнаружили, что в жировой ткани происходит ароматизация андрогенов и образуется третья часть циркулирующих эстрогенов. Избыток жировой ткани приводит к накоплению в ней стероидов, по­этому количество и активность циркулирующих в крови эст­рогенов снижается.

Нарушение функции гипоталамуса является причиной нерегулярных менструальных циклов, гипоменореи и вторич­ной аменореи. При изучении менструальной функции у женщин с послеродовым ожирением В.Н.Серов (1995) выявил нарушение тонической и циклической секреции гонадотропинов, приводящее в 63% случаев к ановуляторным кровоте­чениям с последующим развитием гипоменструального синд­рома, либо ациклических кровотечений на фоне гиперплас­тических процессов эндометрия.

Ожирение нередко сочетается с аменореей и бесплодием, хотя механизм возникновения нарушений менструальной функции недостаточно изучен. Однако для восстановления нормальной цикличности менструаций нередко бывает до­статочно снизить массу тела на 10—15%.

По мнению большинства исследователей, нарушения менструального цикла вторичны и являются следствием ожирения. При алиментарном ожирении в 6 раз чаще отмечаются нарушения менструальной функции и почти в 2 раза чаще — бесплодие. Имеется прямая зависимость между нарастанием массы тела и тяжестью нарушений овариальной функции, которые сопровождаются ановуляцией, неполноценностью лютеиновой фазы цикла и снижающимся числом беременностей. При послеродовом ожире­нии повышена частота самопроизвольного прерывания беременности.

Диагностика и лечение пациенток с патологией репродуктивной системы при нормальной массе тела представляют из­вестные трудности. При ожирении, когда нередко требуется удваивать дозы препаратов, ведение больных еще более ус­ложняется. Кроме того, женщина с избыточной массой тела может давать неадекватную реакцию на применение того или иного метода терапии.

В случае наступления беременности возможны различные осложнения: угроза прерывания беременности, гипотрофия плода, гестозы и такие тяжелые их. формы, как эклампсия и гибель плода. Роды могут осложниться нарушением сократительной активности матки, преждевременным или запоздалым излитием околоплодных вод, что повышает частоту оперативного родоразрешения, а значит, и частоту репродуктивных потерь.

Своевременная коррекция массы тела приводит к норма­лизации менструального цикла, у многих больных даже без применения какой-либо дополнительной терапии, и к восстановлению фертильности. Одна из частых ошибок в ведении данного контингента больных — стимуляция функции яичников до лечения ожирения. При длительной стимуля­ции овуляции без снижения веса может развиться синдром преждевременного истощения яичников .

Результаты влияния на репродуктивную функцию по­степенного снижения массы тела при терапии ожирения обнадеживают. Если женщина обращается к врачу по поводу нарушения менструальной функции и ожирения, лечение должно быть сначала направлено на нормализацию веса.

В гинекологической эндокринологии почти нет ни одного синдрома, который бы не сопровождался ожирением.

• Нейроэндокринный синдром периода полового созревания, или так называемый юношеский базофилизм.

• Синдром поликистозныхяичников (СПКЯ) — у многих пациенток сопровождается повышением массы тела или обменными нарушениями.

• Послеродовой нейрообменно-эндокринный синдром — одним из симптомов является прибавка массы тела, как правило, очень значительная.

• Развивающийся в климактерии постменопаузальный метаболический синдром.

Таким образом, большинство нарушений функции эндокринной системы с периода полового созревания до менопа­узы тесно связаны с ожирением.

При большинстве нейроэндокринных синдромов клиническая картина во многом определяется обменными нарушениями. Нередко наблюдается дислипидемия той или иной степени выраженности, повышение коэффициента атерогенности, нарушение углеводного обмена различного характера. Кроме того, нарушается толерантность к глюкозе, инсулино-резистентность, характерная, например, для СПКЯ.

Ожирение в периоде адренархе считается главным факто­ром риска синдрома поликистозных яичников, поскольку пе­риферическое превращение андрогенов в эстрогены происходит преимущественно в жировой ткани. У большинства паци­енток СПКЯ проявляется в подростковом периоде нерегулярными менструациями, гирсутизмом и акне. У 60% пациенток ожирение развивается в возрасте 20-30 лет. Часто отмечают­ся признаки инсулинорезистентности, включающие acantosis negricans, гиперпигментацию кожи и др. Нерегулярные, ановуляторные менструальные циклы приводят к бесплодию, а гиперэстрогения увеличивает риск гиперплазии и рака эндометрия.

Комментарии запрещены.